Ошибка
  • JFolder::create: Не удалось создать каталог Path: /var/www/user1768530/data/www/sportvo.ru/cache/com_zoo
  • JFolder::create: Обнаружен Бесконечный цикл
  • JFolder::create: Обнаружен Бесконечный цикл
Menu

Нестандартные шахматы для юных спортсменов

  • Категория: Статьи
  • Просмотров: 1569

На протяжении многих лет я задумывался о том, как превратить учебный процесс в увлекательнейшее соревнование, где целью бы был не столько спортивный результат, а приобретению качеств, позволяющих ребёнку развиваться и совершенствоваться.

Как правило, полезная для детей деятельность, сопряжена с напряжением и усилиями, что, к сожалению, не делает её привлекательной для окружающих и самих ребят.

Конечно же, шахматы сами по себе интересны и дают много пользы, но для шахматиста, занимающегося в секции, это тоже будет выглядеть как нечто обыденное, не приносящее радости и азарта (ведь для спортсмена его вид деятельности – это труд, а не отдых и удовольствие)

Я пришёл к выводу, что необходимо разнообразить игру, ввести новые условия и действия, оставив логику шахмат в неизменном виде.

На помощь мне пришли идеи моих предшественников. Изучив опыты и труды других тренеров и великих гроссмейстеров (а иногда и просто педагогов), я начал наряду с обычными классическими шахматами, использовать при работе другие, менее популярные шахматы – нестандартные.

Из множества предложенных версий, я выбрал четыре, на мой взгляд, наиболее подходящих юному шахматисту, для развития необходимых качеств.

1) Одноцветные шахматы:

Представьте себе, что шахматисты садятся за доску, на которой расставлены фигуры…одинакового цвета. Игра протекает по обычным правилам. Сначала всё кажется легко и привычно, но только до тех пор, пока фигуры борющихся сторон не пришли в соприкосновение. И тут выясняется, что не так то просто запомнить, где находится своя фигура, а где фигура соперника… Увлекательнейший поединок становится не только битвой двух шахматистов, а превращается в соревнование по запоминанию и вниманию! Часто слышатся возгласы: - ты сходил моей фигурой!!! или такой радостный смех: - ты скушал свою фигуру!!!... Если участники партии в этот момент начинают спорить, доказывая свою правоту, я, как правило, сначала наблюдаю за происходящим со стороны (всегда интересно наблюдать интеллектуальный поединок людей), но если спор затягивается – подхожу и задаю простой вопрос: - а вы помните, как та или иная фигура попала на это поле? Выясняя причинно-следственную связь, ребёнок также учится логически рассуждать!

Таким образом, можно сделать вывод: одноцветные шахматы учат детей думать, запоминать, принимать решения, основанные на предыдущих действиях! Это очень полезно как раз тем юным шахматистам, кто привык делать ходы, не особо раздумывая. Методика проведения такого мероприятия не сложна: Важно, чтобы тренер умел объяснять и выяснять возникшие у детей разногласия, обращал внимание на соблюдение всех правил игры. Если проводится турнир по одноцветным шахматам, лучше, чтобы количество участников не превышало 6-8 человек, поскольку нагрузка на ребёнка здесь увеличена, ведь ему приходится включать дополнительные резервы (наблюдение и запоминание), чего в обычных шахматах делать не обязательно.

2) Фишеровские шахматы:

Ещё в середине 60х годов прошлого века, легендарный шахматист Роберт Фишер зародился идеей разнообразить шахматную игру. Для этого он предложил до начала шахматной партии менять порядок расположения фигур, стоящих на первой и последней горизонталях. Тогда к идее Фишера отнеслись скептически, но спустя два десятилетия шахматистам пришлось задуматься над этим предложением. Дело в том, что в середине 90х, в подавляющем количестве партий, сыгранных на высочайшем уровне, результат игры был ничейным. Тогда и пошли разговоры о том, что игру надо реформировать, что в том виде, котором она существует, борьба становится неинтересной и носит предрешённый характер. Сильнейшие шахматисты в мире, благодаря огромной роли компьютеров и других электронно-вычислительных приборов, владели большим запасом знаний при разыгрывании дебютов (начальной стадии игры). А ведь в идее Фишера привлекательным было как раз то, что шахматист садился за доску и играл с “чистого листа”, то есть, весь запас знаний дебютной теории терял всякий смысл… Позже, Фишеровские шахматы стали называть живыми шахматами. Справедливости ради, надо признать, что кризисный период был пройден, и сейчас об этой разновидности шахмат стали подзабывать. Но я счёл идею очень ценной и стал применять на практике.

Методически организовать турнир по Фишеровским шахматам несколько сложнее. Во-первых: участники игры должны знать правила расстановки фигур. Все фигуры, выстроенные на первой и восьмой горизонтали, должны стоять симметрично друг другу! (король напротив короля, ферзь напротив ферзя и т.д.). Ладьи в обязательном порядке должны находиться с разных сторон от своего короля! (следовательно, короли сначала игры не могут ставиться на угловые поля). Есть ещё ряд незначительных правил. Во-вторых: тренер, он же судья, должен постоянно следить за тем, чтобы игроки каждую новую партию, меняли расстановку фигур. Количество участников турнира может достигать 9-10 человек. При большем количестве, необходима другая система проведения мероприятия и как минимум один помощник тренеру.

Однако, несмотря на все сложности, польза такой игры очевидна. Дети учатся “думать” с первого хода. Здесь ярко проявляется фантазия и изобретательность игроков. Этот вид нестандартных шахмат вносит свежую струю в консерватизм игры, заставляет решать задачи в неординарных условиях.

3) Серийные шахматы:

Этот вид нестандартных шахмат, по моему опыту - самый популярный у детей. Сущность игры заключается в том, что участники ходят сериями (делают ни по одному, а сразу по три хода!) Конечно, и здесь вводится ряд правил и ограничений. Например, в одной серии фигура не имеет право ходить больше одного раза. Также предусматривается правило, что в случае угрозы королю (шаха), игрок, чей король получил шах, имеет право лишь на один ход, после чего серия из трёх ходов снова переходит к сопернику.

Методика проведения данного мероприятия не требует особых условий, хотя роль судьи, конечно же, очень важна. Я, при проведении серийных шахмат, обращаю внимание на соблюдение всех правил, одновременно оценивая пути достижения цели различными участниками игры. На мой взгляд, именно здесь проявляется энергия и напор юных шахматистов. Правила игры заставляют ребят думать об атаке неприятельского короля, действовать стремительно, без промедления, чтобы опередить замыслы соперника. Развитие таких качеств как инициативность, логическое мышление, расчётливость являются не полным перечнем того, чему учат серийные шахматы.

4) Ход конём:

Этот вид игры является фактически упрощённой формой “игры вслепую”. Участникам даже не нужна доска и шахматные фигуры! Два человека садятся на стулья, спиной ко всем шахматным доскам. Поочерёдно, они называют поля шахматной доски… Правила игры заключаются в том, что названные поля должны соответствовать пути по которому следует шахматная фигура конь (а конь как известно ходит буквой “г”). При этом, участникам нельзя повторятся (называть те поля, которые уже были названы в игре). Наряду с участниками игры, в этой разновидности нестандартных шахмат, есть ещё и экспертные лица. Их роль, следить за правильностью игры. Как правило, они располагаются за шахматной доской и отмечают поля, названные участниками, сигнализируя о том, что игру можно продолжать или она заканчивается. Ну а проигравшим оказывается тот участник, который первым назовёт неправильное поле (или уже использованное в игре либо не соответствующее пути коня). Хочется отметить, что для организации этого мероприятия и успешного его проведения, необходима предварительная подготовка участников (они должны, по крайней мере, знать порядок расположения вертикальных линий на шахматной доске). Я как правило, использую этот вид игры только у шахматистов уровня взрослых разрядов).

Как правило, турниры по этому мероприятию проводятся редко ввиду сложностей организации такого процесса (одновременно практически невозможно задействовать всех участников, если их больше чем четверо). Чаще всего, ребята разбиваются на отдельные группы и проводят перекрёстные игры.

Благодаря ходу конём, ребята значительно лучше при игре в классические шахматы начинают видеть линии на доске, следить за происходящими событиями на разных участках доски. Ко всему прочему, лучше развивается зрительная память и опять же логическое мышление юного шахматиста.

Для тренера очень важно правильно выбирать время проведения соревнований по нестандартным шахматам. Это должны быть периоды, когда спортсмен или просто участник не испытывает напряжения и в то же время не готовится к важным турнирам по классическим шахматам.

Таким образом, не нарушая режима тренировок, ребёнок учится познавать всё новые и новые возможности как себя самого так и увлекательнейшей игры под названием Шахматы.

Автор материала - Дрожжин Д.Н., тренер ДЮСШ №4 города Череповца.

Использовать материалы и новости спортивного портала разрешается только при наличии активной ссылки.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

intalk.eu - Данный веб-сайт выставлен на продажу! - intalk Ресурсы и информация.